Профессиональная конференция по управлению интернет-проектами

20 и 21 сентября 2010

От стартапа к публичной корпорации

Доклад принят в Программу конференции
Михаил Луцив (Яндекс — технологическая компания, которая создает инновационные продукты на основе машинного обучения и нейронных сетей. Команда талантливых математиков и программистов развивает самую популярную в России поисковую систему и более 85 пользовательских сервисов, которые помогают людям в повседневных заботах.)
Михаил Луцив

ValueCommerce вряд ли можно назвать типичным стартапом хотя бы потому, что компания была организована, во-первых – в Японии, а во-вторых – командой иностранцев. При этом через все те этапы, через которые проходят стартапы, компания прошла, все те шишки, которые набивают – набила. Стартап и публичная корпорация – это два полюса мира бизнеса, большинство компаний находится в пространстве между этими полюсами. В стартапе все держится на энтузиазме, инициативе и личной ответственности, обычно в здоровом стартапе царит атмосфера веселого хаоса. В публичной корпорации на первый план выходит защита интересов акционеров и связанная с этим осторожность, инициатива поощряется, но только если она вписывается в корпоративные правила и процессы.

Докладчик кратко опишет процесс превращения стартапа в корпорацию, останавливаясь подробнее на тех моментах, которые считает важными и поучительными. Речь пойдет о технологической стороне процесса, поскольку собственно бизнесом занимались другие люди. Я почти не буду говорить про финансирование, инвестиции, доходы, прибыли, клиентов, M&A. Да, продвигаясь к IPO, по ходу дела мы купили и продали несколько компаний. Это все очень интересно, но мне интереснее поговорить о команде, о разработке, о процессах.

Остановка 1. Кадры решают все. Как заполучить лучших людей за сравнительно небольшие деньги. Роль опционов как мега-мотиватора. Как при взрывообразном расширении не снижать качественный уровень команды.

Остановка 2. Важность тотальной коммуникации. Особенно когда в компании работают сотрудники 12 национальностей. Особенно когда сейлз национальный, а ИТ – интернациональный. Можно ли размещать ИТ на одном этаже, а бизнес – на другом.

Остановка 3. Кто должен управлять разработкой Системы: ИТ-сотрудники или бизнес. Как мигрировать с Версии 1 на Версию 2, не растеряв половины клиентов. Какие острые углы можно сгладить при разработке Системы, а какие нельзя.

Остановка 4. Рост бизнеса и масштабирование команды. От хаоса к порядку: осмысление и внедрение процессов на всех уровнях. Отлаженные процессы дают возможность контролируемого роста, в том числе выхода в другие страны.

Остановка 5. Жизнь после IPO. На смену фанатикам приходят MBA. Можно ли сохранить команду. Нужно ли сохранять команду. Роль ИТ до и после.

Комментарии